Flowschool - Образовательный портал

История фотографии "Реактивный самолёт пролетает под мостом". Реактивный Чкалов или пролет под «Коммунальным» мостом Новосибирска Военный летчик валентин привалов

4 июня 1965 года военный летчик-ас Валентин Привалов, проходивший военную службу в Канском гарнизоне, на реактивном самолете пролетел под мостом в метре от воды.

В начале июня 1965 года ствольная зенитная артиллерия двух мотострелковых дивизий Сибирского военного округа приступила к сдаче своеобразного боевого экзамена на полигоне возле города Юрги. Для того чтобы все было натурально, как в настоящем бою, из 712-го гвардейского авиаполка в Толмачево переправили звено из четырех . В числе пилотов был и капитан Привалов.
Сухопутные зенитчики из 57-миллиметровых орудий обстреливали зеркальное отражение истребителей , а начальство с большими звездами на погонах делало выводы о степени подготовленности каждого из дивизионов. После такой имитации поражения воздушного врага Привалов, следуя на аэродром в Толмачево, увидел под собой Коммунальный мост через реку Обь в Новосибирске, соединяющий Ленинский и Октябрьский районы города.

Построенный в 1952-55 годах мост состоял из семи 128-метровых пролётов.

Коммунальный мост лётчик Привалов приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!». И вот такой случай представился. На цель лётчик заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час.

В Новосибирске тот день 4 июня 1965 года выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг… с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И… начала падать в Обь, но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального…
Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.
Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост.

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

На следующий день, 5 июня 1965 года, всех четверых летчиков, прикомандированных из Канска, арестовали. О чрезвычайном происшествии доложили по вертикали, и вскоре все, кому было положено по должности, узнали о невиданном со времен Валерия Чкалова случае. Доложили и министру обороны СССР, маршалу Советского Союза Родиону Малиновскому. Предчувствуя многочисленные громы и молнии с генштабовского Олимпа и близкую перспективу отдачи Привалова под трибунал, коммунисты полка спешным порядком исключили отчаянного летчика из рядов КПСС. А это в те годы означало конец авиационной биографии даже при самом благоприятном раскладе.

На допросе у тогдашнего маршала обороны СССР Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком». Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский».

Людские потери стран во второй мировой
Потери немецкой авиации
Как кормили пленных немцев

Голландцы о русских
Англичане о русских
Японцы произошли от чукчей
Английские морпехи примёрзли к памперсам и отказались от участия в учениях
Норвежские дети перенимают русский язык

В июне 1965 года летчик из полка ПВО Валентин Привалов пролетел на самолете МиГ-17 под Коммунальным мостом через реку Обь в Новосибирске …

Перед этим он сам вплавь обследовал расстояние между опорами моста. Причем Чкалов аналогичный пролет делал на винтовом самолете, а не реактивном...

Его арестовали за воздушное хулиганство, но Малиновский, тогдашний министр обороны приказал допустить лётчика к полётам
Слышал про этот случай в детстве, но никогда не видел фото, вот в фэйсбуке нашлось пошерстил в поиске, нашлось побольше:

"В 1960-х годах летчик «от Бога» — Валентин Привалов сумел успешно посадить реактивный истребитель МиГ-17 с заклинившим рулем высоты! А в другой раз «приглянулся» Валентину мост через Обь близ города Новосибирска. Это было какое-то наваждение, так захотелось пролететь под ним. И вот 3 июня 1965 года после тренировочного полета он вышел из плотной облачности прямо на мост. Сбросив скорость до 700 километров в час, МиГ-17 скользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам железнодорожного моста и свечой ввинтился в облачность. Так был совершен единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете.

Арест последовал незамедлительно — прямо на следующий день. Разбор полета и, мягко говоря, разнос не заставили себя ждать. Однако никто не хотел брать на себя принятие окончательного решения о судьбе летчика. Поставил точку в этом деле тогдашний министр обороны СССР маршал Р. Малиновский. От него в часть пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части» "Капитан Валентин Привалов по прозвищу «Валет».

Родился Валентин в Подмосковье, детство его выпало на военное время. Еще в школе занимался в аэроклубе. После училища служил в морской авиации, в Калининграде и Заполярье, был награждён орденом Красной звезды. Позже был переведён в г.Канск Красноярского края.

В июне 1965го в составе звена из 4-х МиГов Привалов был откомандирован на проходившие в СибВО учения - на полигоне около Юрги зенитные дивизионы проводили тренировочные стрельбы. Возвращаясь с задания в Толмачёво, Валентин и пролетел под Коммунальным мостом. (Для справки: размер арки приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 - 9,6 метра).

Вспоминает Анатолий Максимович Рыбьяков, майор авиации в отставке:

«С третьего разворота он снизился, и прошёл под мостом. Скорость - где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг - грохот, и самолёт взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь. Прилетел маршал авиации Савицкий, устроили расследование. Спрашивали у Привалова, какие мотивы у него были. Он отвечал, что писал два рапорта об отправке во Вьетнам, но они остались без ответа. Потому и решил пролететь под мостом, чтобы обратили внимание. Оценивали этот поступок по-разному. Молодые лётчики - как героизм, старшее поколение - как воздушное хулиганство».

История пролетов под мостами между тем имеется: "По получившей широкое хождение легенде, Чкалов пролетел под Троицким мостом в Лениграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко!

Слухи о полете под мостом довольно быстро разлетелись по стране, и вслед за Валерием Павловичем во время вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году летчик Э. Лухт, трижды награжденный орденами Красного Знамени, личным боевым оружием, золотыми часами и прочими знаками отличия тех лет, пролетел под мостом через Амур в Хабаровске, следом за ним этот на первый взгляд бесполезный и опаснейший трюк, повторили летчик того же авиаотряда А.Святогоров, а также И.П.Мазурук и М.В.Водопьянов.

В годы войны аналогичный трюк выполнил летчик Рожнов. Уходя от преследования в небе, он пролетел под железнодорожным мостом, сохранив жизнь себе и экипажу.

15 декабря 1938 года на Ходынском поле в Москве разбился легендарный Валерий Чкалов . При заходе на посадку у истребителя И-180, который он испытывал, заглох мотор. Чкалов в последний момент отвернул от крыши жилого барака, и врезался в металлическую высоковольтную опору. От удара пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом. Чкалов жил еще два часа. Последними его словами были: «В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам».

Страна запомнила Чкалова героем, прежде всего, благодаря перелету через Северный полюс в Америку. 18 июня 1937 года тяжело нагруженный АНТ-25 с экипажем из командира Чкалова, второго пилота Георгия Байдукова и штурмана Александра Белякова поднялся с Щелковского аэродрома и взял курс на север. Перелет был полон трудностей. Когда самолет проходил Полюс недоступности, запасы кислорода почти иссякали. У Чкалова пошла носом кровь. Вдруг раздался хлопок, и стекло кабины покрылось слепой ледяной коркой — лопнула трубка системы охлаждения. Пока Байдуков, высунув руку в форточку, скалывал лед, Чкалов с Беляковым вылили в расширительный бачок всю оставшуюся на борту питьевую воду и мочу, которую собирали для анализов. 20 июня, после 63 часов изматывающего полета АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в Ванкувере. Героический экипаж встречали тысячи американцев, президент США Франклин Рузвельт организовал прием в честь советских летчиков. Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации.

Но в историю авиации Валерий Чкалов вошел еще и как летчик, совершивший ряд «подвигов» на грани фола. Он отсидел на гауптвахте 10 суток за полет вниз головой, еще 10 суток — за эксперимент с мертвыми петлями (заключил пари, что непрерывно прокрутит 50 петель, а сделал 250). Плюс 5 суток за пролет боком между двумя растущими рядом деревьями. Но дольше всего — 15 суток — за пролет под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде.

Мы составили подборку случаев в отечественной авиации, которые также можно назвать «подвигами» на грани фола.

Полет под мостом на реактивном истребителе

3 июня 1965 года военный летчик, капитан Валентин Привалов совершил единственный в мире пролет под мостом на реактивном самолете. Дело было под Новосибирском. После тренировочного полета Привалов вышел из плотной облачности прямо на Коммунальный мост через Обь. Сбросив скорость, МиГ-17 заскользил в метре над водой. Привалов прошел впритирку к фермам моста и круто ушел вверх. Для справки: размер арки моста — приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 — 9,6 метра.

Вот как описывает этот случай очевидец, майор авиации в отставке Анатолий Рыбьяков : «С третьего разворота он снизился, и прошел под мостом. Скорость — где-то 400 км/ч. Был ясный, солнечный день. Люди на пляже купались, загорали, и вдруг — грохот, и самолет взмыл вверх свечой, избегая столкновения с железнодорожным мостом. Ясно было, что такое не скроешь».

Удивительно, что Привалову этот поступок сошел с рук. Его практически сразу арестовали, но вскоре пришла министра обороны СССР, маршала Родиона Малиновского : «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». После этого Привалова повысили в звании, и он сделал карьеру — стал командиром эскадрильи, а потом и заместителем командира полка.

Посадка Ту-124 на Неву

21 августа 1963 года пассажирский Ту-124 под командой Виктора Мостового совершал обычный рейс Таллин-Москва. Маршрут включал промежуточную посадку в Ленинграде для дозаправки. На подлете к Северной столице обнаружилось, что одна из стоек шасси заклинила и не выпускается.

Замначальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Сиротин приказал экипажу совершить аварийную посадку на грунтовую полосу за городом по отработанной технологии — «на брюхо». Туда подогнали пожарные машины и кареты «скорой». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми.

А затем вышло следующее. «Борт» панически сообщил, что горючее выработано полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует. Это значило, что машина может рухнуть прямо на дома. К счастью, внизу оказалась Нева, и Ту-124 сел на воду между Большеохтинским и Финляндским мостами. Это один из редчайших случаев в истории мировой авиации, когда от посадки на воду самолет не разрушился.

Капитан катера, который плыл по Неве, подпер крыло Ту-124 и начал толкать самолет к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Авиационное начальство поначалу оценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство, и отчислило его из авиаотряда. Но на борту были иностранцы, в прессе поднялся шум — и Мостового снова допустили к полетам, и даже наградили орденом.

Как самолет взлетел без пилота

Этот анекдотичный случай произошел в поселке Ново-Шульба, что в ста километрах северо-восточнее Семипалатинска, в середине 1960-х. Он описан в книге заслуженного пилота СССР Турыскали Мадигожина «Экстремальные полеты».

Зимой в поселок добраться было практически невозможно, поэтому власти Семипалатинска организовали местную авиалинию. Работали на ней По-2 и Як-12. В тот день пилоты развезли всех пассажиров на трех По-2, но осталось еще трое — полная загрузка для Як-12, — которым нужно было в Ново-Шульбу. Николай Ульянов — в тот день он был дежурным командиром — решил отвезти их сам.

Но обнаружилось, что в системе запуска двигателя Як-12 нет воздуха, давление недостаточное. Завести мотор на базе в Семипалатинске — не проблема, но как быть в Ново-Шульбе? Выход получался один: по прилету не глушить двигатель, и командиру оставаться в самолете.

На том и порешили. В Ново-Шульбе Ульянов высадил пассажиров, но оказалось, что в поселковом аэропорту женщина ждет рейса в город. Сидя в кабине работающего Як-12, Ульянов ждал пассажирку, как вдруг увидел заходящий на посадку По-2. По явному занижению глиссады снижения он понял, что летчик По-2 (на линии работали молодые пилоты) не видит посадочный знак «Т», который «Як» запорошил при посадке. Ульянов выпрыгнул из кабины и побежал к знаку, чтобы очистить его от снега.

А в это время к Як-12 уже шла пассажирка — крупная дама в зимней одежде. Она не стала мерзнуть возле самолета, а полезла в кабину по обледенелому трапу. На ступеньках дама поскользнулась, рухнула плашмя на пилотское кресло и рванула на себя сектор газа.

Самолет взревел — это разогретый двигатель сразу вышел на взлетный режим. Тормоза не удержали машину на рыхлом снегу, и самолет стал стремительно разгоняться. Ульянов в этот момент находился от «Яка» метрах в сорока. Поняв, что происходит, он со всех ног бросился к самолету. Одним рывком Ульянов выдернул из кабины незадачливую пассажирку, благо ноги ее торчали прямо из двери. Неуправляемый Як-12 разогнался, легко оторвался от земли, набрал высоту 60 метров, и отвесно рухнул вниз.

ЧП расследовала ведомственная комиссия, но грубого нарушения инструкций, а также преступной халатности не обнаружила. Тем не менее, многие требовали наказать летчика, дело разбиралось в горкоме партии. В итоге Ульянов уволился из авиации по собственному желанию.

Из Перми в Москву — в отсеке для шасси

Зимой 2007-го работники столичного аэродрома «Внуково» нашли на взлетной полосе обмороженного паренька. Им оказался 14-летний Андрей Щербаков из села Частые Пермского края. Как оказалось, он убежал из дома, и в аэропорту Перми забрался в отсек шасси Ту-154. Получалось, что подросток проделал 1300 километров до Москвы на высоте 10 тысяч метров, в негерметичном отсеке, да еще при температуре за бортом минус 50 градусов. В это никто не верил. Парня доставили в больницу, где ему ампутировали несколько обмороженных пальцев на руках.

Тем временем прокуратура провела проверку ЧП, и пришла к выводу, что Щербаков не врет. Как заявил замруководителя Свердловского межрайонного следственного отдела прокуратуры Перми на транспорте Александр Кузнецов , «среди самолетной копоти и пыли внутри гондолы мы увидели и сфотографировали следы ботинок и рук мальчика — именно в том месте, которое он указал». За халатность поплатились несколько работников аэропорта Перми, а к Щербакову в родном селе намертво приклеилась кличка «космонавт».

4 июня 1965 года, город Новосибирск. В этот день в городе стояла жаркая погода, к полудню на городском пляже на берегу Оби было не протолкнуться.

Внезапно мирный отдых разморённых жарой горожан был прерван рёвом приближающегося самолёта. Боевой реактивный истребитель МиГ-17, появившийся словно из ниоткуда, резко снижал высоту. Выровнявшись буквально над самой поверхностью воды, он пошёл прямо к Коммунальному мосту. Люди на мосту и на набережной оцепенели, ожидая развязки.

Истребитель нырнул в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны, резко пошёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста, и исчез из виду так же быстро, как появился.

Кто-то облегчённо выдохнул, кто-то зааплодировал, а отдыхавшие на пляже военные стали торопливо собираться, спеша доложить о происшествии.

Этого случая нет в Книге рекордов Гиннесса, он никогда не был зафиксирован как официальный рекорд. Тем не менее, происшедшее не имеет аналогов в истории мировой авиации — никому больше не удавалось пролететь под мостом на боевом реактивном истребителе!

Заболевший небом

Он родился в деревне Пятница на берегу Истринского водохранилища в 60 км от Москвы. Когда началась война, мальчику было шесть лет. Однажды Валя увидел два советских истребителя И-16, которые пролетели над его домом буквально над крышами. Как он рассказывал потом, до этого момента он не видел вблизи не только самолётов, но даже паровоза.

Тот день перевернул жизнь Вали — он решил стать лётчиком. Путь к мечте начался в 10 классе, когда Валентин стал заниматься в аэроклубе.

В 1953 году его отправили на Украину, в город Сумы. Там велась подготовка лётного состава. Закончив учёбу, Валентин поступил в Армавирское училище. В возрасте 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. Когда в армии началось так называемое «хрущёвское сокращение», молодого офицера оставили в авиации, но отправили служить сначала в Семипалатинск, а затем в город Канск Красноярского края.

Из морской авиации Валентин перешёл в «сухопутную», но тяги к полётам не потерял. Привалов принадлежал к той категории лётчиков-энтузиастов, которые «болеют небом» всю жизнь. Таким был Пётр Нестеров, основоположник высшего пилотажа, таким был и Валерий Чкалов .

Пилоты подобного склада всегда пытаются найти что-то новое, сделать то, чего до них никто не делал.

Превзойти Чкалова

Легенда о Чкалове немыслима без его знаменитого пролёта под мостом, который часто именуют «авиахулиганство». Конечно, элемент хулиганства в этом присутствовал. Однако виртуозные манёвры на малых высотах, прозванные «чкаловскими», спасли жизни тысяч советских лётчиков, в годы войны ставивших гитлеровцев в тупик именно такими нетривиальными приёмами пилотирования.

Лётчик 712-го гвардейского авиационного полка Валентин Привалов полагал, что на реактивных боевых истребителях вполне можно летать так, как летал Чкалов. Главное — в совершенстве владеть своей техникой.

Лётчики 712-го гвардейского авиаполка обслуживали учения зенитных ракетных войск, имитируя действия «вероятного противника». Для этого они из Канска перелетали на новосибирский аэродром Толмачёво, с которого и осуществляли вылеты на учения. В перерывах между полётами пилоты отдыхали на берегу Оби, между мостами — Коммунальным и Железнодорожным.

Вот тогда-то у Привалова и появилась идея пролететь под Коммунальным мостом, доказав, что реактивная техника в хороших руках не уступит в маневренности своим «предшественникам».

Понятно, что командование никогда и ни при каких обстоятельствах не дало бы Привалову «добро» на «эксперимент», потому он решил действовать на свой страх и риск.

Вид на Коммунальной мост через реку Обь в Новосибирске. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Полёт всей жизни

Четвёрка летчиков 712-го полка летала с 30-40-минутными интервалами. Маршрут МиГа лётчика Привалова был таким: Толмачёво — Барнаул — Камень-на-Оби — Толмачёво.

4 июня 1965 года Валентин Привалов, выполнив задание в зоне полётов, возвращался на аэродром в условиях облачности. Получив команду на снижение, лётчик вынырнул из облаков и увидел перед собой Коммунальный мост. И тогда он решил, что это судьба, и направил истребитель в его сторону.

На самом деле задача, которую поставил перед собой Валентин Привалов, была архисложной. Скорость истребителя на подходе к мосту составляла 700 км в час, и попасть необходимо было в створ арки моста высотой в 30 метров и шириной в 120 метров. Одно неверное движение штурвала — и ошибка станет фатальной. А по мосту ходят люди, ездят грузовики, автобусы, на набережной полно людей.

Мало того, от Коммунального моста до Железнодорожного всего 950 метров, или 5 секунд полёта. Чтобы избежать столкновения с ним, необходимо «свечой» уйти вверх, выдержав тяжелейшие перегрузки.

Дополнительной сложностью являлось и то, что полёт проходил над водной поверхностью, но как раз это обстоятельство Привалова беспокоило меньше всего. Он ведь начинал в морской авиации и тонкости полёта над водной гладью знал в совершенстве.

Сам Валентин Привалов рассказывал, что был абсолютно уверен в себе, в своей подготовке и в своей боевой машине. Заметил он только неожиданный эффект — по всем законам физики, «окошко» моста, через которое пилоту предстояло пролететь, при приближении к цели должно было увеличиваться, а оно, наоборот, визуально уменьшалось.

Тем не менее, МиГ-17 уверенно пронёсся под мостом, тут же устремился ввысь, после чего вновь взял курс на аэродром.

ЧП союзного масштаба

Валентин Привалов вспоминал, что всё прошло столь быстро, легко и гладко, что он даже поверил в то, что его манёвр никто не заметил.

На следующий день лётчики прибыли в штаб дивизии, где, на первый взгляд, всё было тихо и спокойно. Собственно, трое сослуживцев Привалова и не знали, что есть повод для беспокойства. На самом же деле в военных инстанциях бушевал невиданный скандал. Военные, ставшие свидетелями полёта Привалова, доложили командованию, которое немедленно собрало специальную комиссию по расследованию ЧП. В Новосибирске ходили невероятные слухи о происшедшем — они говорили, будто лётчик пролетел под мостом на спор, другие уверяли, будто он таким образом решил покорить сердце любимой, стоявшей на мосту.

О ЧП доложили на самый верх, лично министру обороны СССР маршалу Родиону Малиновскому .

Всех четверых лётчиков на всякий случай арестовали, а Привалова готовились исключить из партии и отдать под трибунал.

Между тем, нашлись и те, кто встал на защиту Привалова, — поддержал лётчика первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев . Дело в том, что в Новосибирске работал авиазавод, на котором строили самолёты Су, и глава обкома, для которого авиапроизводство было одним из важнейших дел, ценил классных пилотов, отчаянных сорвиголов.

Разнос за «чкаловщину» на заводе Чкалова

Привалова отвезли « на ковёр» к находившемуся в Новосибирске маршалу авиации Евгению Савицкому , выдающемуся асу, дважды Герою Советского Союза. Савицкий, отец космонавта Светланы Савицкой , пилотировал самые современные военные самолёты вплоть до своего 70-летия и тоже ценил классных лётчиков. Но как начальник потворствовать авиахулиганству не мог, поэтому устроил Привалову знатную выволочку за «чкаловщину» с использованием всего богатства великого и могучего русского языка.

Пикантный момент — разнос происходил на Новосибирском авиазаводе, носившем имя... Валерия Чкалова.

Когда Савицкий закончил, сопровождающие маршала офицеры шепнули Привалову: расправы не будет, его оставят в авиации.

После этого Привалову было приказано, оставив самолёт и взяв с собой парашют, поездом отбыть из Новосибирска к постоянному месту службы в Канск.

«Приговор» министра

Спустя неделю после возвращения в Канск из Москвы пришла телеграмма, в которой содержался «приговор», вынесенный министром обороны Родионом Малиновским: «Лётчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводились. Если не был в отпуске — отправить в отпуск, если был — дать 10 суток отдыха при части».

В итоге самое серьёзное наказание Валентин Привалов понёс по партийной линии — строгий выговор с занесением в учётную карточку. А по службе наказали командира полка и начальника политотдела, которым объявили выговор.

Лётчик Валентин Привалов продолжил службу в авиации, дослужившись до звания подполковника и должности заместителя командира полка. Может быть, дослужился бы и до генеральских погон, но в 42 года подвело здоровье — из-за сердечно-сосудистого заболевания его отстранили от полётов. Можно было остаться в армии на должности, не связанной с полётами, но прирождённый лётчик предпочёл уйти в отставку.

Ещё четверть века Валентин Привалов проработал в диспетчерской службе гражданской авиации, где был удостоен почётного знака «Отличник воздушного транспорта».

В 1965 году не было ни мобильных телефонов, ни видеокамер, потому невероятный полёт Валентина Привалова никто не запечатлел. Он существует в Интернете лишь в виде фотоколлажей.

За прошедшие полвека никому в мире не удалось повторить то, что сделал советский лётчик. Может, это и к лучшему. Чтобы сделать то, что сделал Валентин Привалов, мало быть хорошим пилотом, нужно быть рождённым летать.

4 июня исполняется ровно 50 лет с момента необычного происшествия - под мостом в Новосибирске пролетел реактивный истребитель МиГ-17. "Подвиг" летчика Валентина Привалова был запечатлен на фото, которое спустя полвека взрывает соцсети. "КП " вспоминает о том, как же произошло это событие.

Пилот - «самоубийца»

Как вспоминают очевидцы, тот день в 1965 году выдался жарким. В ленивый пятничный полдень на набережной было людно, а на городском пляже - вообще яблоку некуда было упасть. Молодые новосибирцы - студенты и школьники только-только заступили на каникулы. Тишина, спокойствие и благость - лето в советском Новосибирске.

Город готовился впасть в послеполуденную дрему, как вдруг... с неба донесся рев. Звук нарастал и быстро превратился в угрожающий. На набережной начали встревоженно оглядываться: что шумит?

И вдруг над островом Отдыха (самый ближний к Коммунальному мосту обской островок) возникла серебристая молния. И... начала падать в Обь , но не отвесно, как камень, а по плавной нисходящей. Когда до воды оставалось несколько метров, серебристый болид выровнялся и пошел ровно.

Да это же самолет! Настоящий боевой истребитель! - воскликнул кто-то на набережной.

Толпа замолкла в ужасе: истребитель летел низко над волнами прямо к Коммунальному мосту. Вода под самолетом кипела белыми бурунами - то ли от невероятной скорости машины, то ли от ударов реактивной струи из сопла. Казалось, что над водой летит серебристая лодка, а за ней тянется белый след (его называют кильватерным).

Новосибирцы тревожно молчали: стоит неизвестному хулигану за штурвалом истребителя ошибиться хоть на миллиметр - произойдет трагедия. На мосту - сотни человек в машинах, троллейбусах и автобусах спешат по своим делам. Не дай бог, ас врежется в опору Коммунального...

Самолет нырнул прямо под центральную арку моста и тут же вышел с другой стороны. С берега это казалось невиданным трюком. Кто-то облегченно вздохнул. Но тут реактивный двигатель взвыл, и там, за мостом, серебристая молния метнулась ввысь.

Люди на другой стороне набережной, там, где сегодня расположен парк «Городское начало», онемели: вынырнувший из-под Коммунального моста серебряный самолет летел прямо на железнодорожный мост. С него начиналась городская история, от него зависит судьба страны, и как раз сейчас по нему идет товарняк с лесом!

Серебристая молния разминулась с железнодорожным мостом лишь на десяток метров. Самолет ушел в небо, и вся набережная, не сговариваясь, зааплодировала.

Получить нагоняй от маршала и остаться в строю

Как рассказывает в своих воспоминаниях Александр Каманов (новосибирец, который встречался и беседовал с Валентином Приваловым), Коммунальный мост летчик приметил давно. Приехавший из Канска в Новосибирск на летные тренировки ас сразу про себя подумал: «Под этим мостом я обязательно пролечу!».

После одной из тренировок Привалов собирался вернуться на аэродром. Но, пролетая над Обью, решил исполнить данное себе обещание.

На цель заходил по направлению течения Оби, при скорости около 700 километров в час. Страшно было - до потемнения в глазах. Еще бы - на такой скорости попасть в узкое «окно» мостовой арки (30 метров в высоту и 120 в ширину ) казалось просто невозможным. Даже слабое прикосновение к ручке управления меняло высоту машины на целые метры.

Но самое страшное оказалось впереди. Сразу за Коммунальным мостом - всего через 950 метров - уже железнодорожный мост, важнейшая транспортная артерия России . У Привалова было ровно пять секунд до столкновения. И за это время он успел круто изменить курс и, испытывая дикие перегрузки, ввинтиться в небо.

А на следующий день его арестовали. На допросе у тогдашнего Маршала Советского Союза Родиона Малиновского Привалов сказал, что просто хотел стать «настоящим летчиком».

А Малиновский обвинил аса в «чкаловщине»: летчик-испытатель тоже любил похулиганить за штурвалом. Как рассказывает Александр Каманов, по иронии судьбы маршал произнес эти слова на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Чкалова ...

Привалов, без самолета, но с парашютом (так полагалось по форме), на поезде отправился обратно в Канск. Ему грозил если не трибунал, то конец летной карьеры. Однако, когда ас прибыл в родную часть, туда же пришла телеграмма: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили (имеется в виду воспитательная беседа с маршалом. - Прим. ред.). Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части. Министр обороны СССР маршал Р. Малиновский».

Видимо, самоубийственная смелость воздушного хулигана покорила маршала, знакомого и с Чкаловым, и с Покрышкиным . Которые, кстати, тоже были не против продемонстрировать свое воздушное мастерство. И правильно. Что ж, прятать его, что ли?

Истребитель МиГ-17

КСТАТИ

«Мост самоубийц» или «мост - ангел-хранитель»?

Увы, но в последние годы за символом Новосибирска закрепилась дурная слава. Дескать, превратился он в «мост самоубийц». Сколько всего было случаев, когда горожане пытались, прыгнув с него, свести счеты с жизнью, не считал никто. Мы попытались это сделать и выяснили, что все известные случаи заканчивались... счастливо.

Как говорят рабочие, обслуживающие мост, активнее всего самоубийцы прыгают в период с десяти вечера до часу ночи.

Так, может, пора переименовать «мост самоубийц» в «мост - ангел-хранитель»?