Flowschool - Образовательный портал

Каково это быть без образования всю жизнь? Вам без него было трудно? Кем работаете сейчас "без образования"? Как построить успешную карьеру, не имея высшего образования Можно ли без высшего образования.

Вопросы образования – очень острые и непростые вопросы. С одной стороны, кто мы без знаний, без школьного диплома и диплома о среднем или высшем образовании? Нам с ранних лет доказывают гиперважность образования, иначе мы ничего не сможем добиться. Потом, когда у нас появляются свои дети, мы в общей своей массе, следуем тем же установкам. Стараемся дать детям образования, часто – любой ценой, иногда – и ценой счастливого детства. С другой стороны, только слепой не видит, как хромает наше образование на всех своих ступенях, как пропадает безвозвратно детское любопытство и тяга к новому, как растет пропасть между долгожданным дипломом и реальной жизнью, потому что слишком быстро для образовательных учреждений меняется современные реалии.

Некоторые этот вопрос решают кардинально. И речь не о домашнем обучении, а скорее об обучении самой жизнью. Такая точка зрения тоже имеет право на существование, ведь какая главная цель образования? По-моему, дать знания, а их можно получать не только сидя за партой. Вот одно из мнений.

Образование или свобода?

Хотите, я сейчас взорву очередной шаблон?

Познакомьтесь с Кариной – солнечной, жизнерадостной, красивой и открытой девочкой, живущей на о. Нуса-Пенида уже два года (остров, расположенный примерно в 12 км к юго-востоку от индонезийского острова Бали. - Прим. ред. ). Карине 12 лет. Два года назад, путешествуя с семьей по Азии, они на пару дней приехали на прекрасный остров и… не смогли уехать. Теперь у них самый известный и, пожалуй, единственный на острове гест-хаус «Нуса Гарден», в котором останавливаются все туристы, приезжающие насладиться сочными красотами острова.

Карина уже два года не ходит в школу и даже не учится дистанционно. Вместо того, чтобы ломать свою психику, насиловать свой мозг и терять свою свободу благодаря традиционному образованию, она на равных со взрослыми решает организационные вопросы в гест-хаусе, общается с туристами на английском, с местными на Бахасе, водит байк куда смелее, чем я, прекрасно фотографирует и планирует завести свой блог. Она буквально пропитана солнцем, морем и духом свободы, и мне трудно представить ее в шаблонной реальности детей ее возраста, хотя воображение у меня такое, что я сама себе завидую.

Я смотрела на это юное олицетворение жизни вне догм, стандартов и правил и почему-то мне вспоминалась моя работа в «Профи.ру».
– Мой ребенок задыхается! Он задыхается! – С жаром вещала в мою гарнитуру клиентка, с которой мы 5 минут не могли подобрать один день в неделю для прихода репетитора, потому что у 11-летнего мальчика 6 дней в неделю 7 уроков в школе, а после английский, спорт, музыка и бог знает что еще. И он, бедный, задыхается. И мама знает, что он задыхается. Но еще один репетитор нужен, он позарез нужен, потому что у ненаглядного чада четверка вместо пятерки, а это же стыд и позор!

Я тогда говорила то, что положено говорить, но в голове крутила лишь одну мысль: «Что вы делаете, безумные люди? Что вы делаете со своими детьми?!». Можно сколь угодно доказывать окружающему миру и таким волшебным на голову, как я, что без образования никуда, но жизнь большинства людей – лучшее доказательство того, что эта модель жизни не работает. Волшебная на голову за 30 лет успела насмотреться на людей с двумя высшими образованиями и английским уровня Advanced, которые работали менеджерами по продажам или продавцами в салонах сотовой связи рядом со вчерашними школьниками.

Знаю лично и тех, кто на втором-третьем курсе бросил универ и сейчас живет той жизнью, которую прилежно учившиеся люди, отличники и медалисты видят лишь по телевизору.

Нет, не нужно массово забирать детей из школ и дружно переезжать тусить в Азию. Каждому свое – кому-то нравится кичиться дипломами и наградами и быть маленьким винтиком большого механизма. Кто-то благодаря полученным знаниям действительно создает империю и влияет на социальное, экономическое и политическое мироустройство. А кто-то прыгает на волнах кристально-чистого океана, говорит на трех языках, каждый день пьет кокосы, управляет гестом и в 12 лет рассуждает более здраво, чем большие 30-летние дети, играющие в «серьезную жизнь».

Выводы делайте сами.

Была ли эта информация полезной?

Да Нет

Ну, по мне вопрос об образований (именно высшем) это всегда палка о двух концах. Хоть я сам и учусь, но в моей ОЧЕНЬ большой семье много примеров людей и с образованием, и без него, поэтому поделюсь опытом жизни без образования парой примеров.
1. Самый мой любимый человек-бабушка. Закончила школу и все... Свой недостаток образования восполняла тяжелым трудом. После школы работала в колхозе и жила в деревне, помогала воспитывать 2 сестер и брата, ближе к 25 скопила денег, переехала в город в маленькую квартирку и открыла свою небольшую палаточку на рынке. Бабушка у меня была, что называется кровь с молоком, работала очень много и умела зарабатывать. К 50 годам у неё было 2 весьма немаленькие квартиры, магазинчик, машина и небольшой капитал, не то, чтобы много, но это все у черта на рогах в допотопном городке, где кроме завода вообще нигде толком не заработать.
2.Ещё один родственник (условно дядя). 9 классов образования. Нигде не работает, лентяй, бездарь, сидит у матери на шее, перебивается (Иногда!!!) случайными заработками. После школы не захотел идти даже в путягу, говоря о том, что мол и так проживет. От безделия стал много выпивать, живет, как оборванец. Не знаю, сможет ли реабилитироваться хоть как-нибудь. Но итог один - жить ему тяжело.

В общем, истории там ещё куча, но суть всегда одна-без образования можно жить хорошо, и работать, и получать неплохие деньги за эту работу,и самому в лету не кануть, только для этого придется попотеть и работать. Нет, с высшим образованием тоже надо работать огого, но с ним, как ни крути, больше полей для маневра, так сказать. Но если ты по каким причинам сейчас не можешь учиться, то хотя бы не переставай работать и просто на работе, и над собой, чтобы не утонуть в собственной лени и упущенных возможностях.
Надеюсь, помог)
Удачи)

У меня среднее образование - 11 классов. Работаю художником на высоком уровне, имею зп выше средней по Москве, ни в чем себе не отказываю, потому как важен уровень в этом деле, а не количество "образований". Кстати, брат моей знакомой устроился журналистом после школы. Итог - разъезжает по разным странам с высокой зп.

Я могу рассказать про своего партнёра.

Ему двадцать три года, он бросил филфак на втором курсе, и сейчас зарабатывает в общем тем же, чем и выпускники филфака. Весь последний год ему хватает на прокорм себя, меня и нашего кота, а также на оплату моего образования и его довольно дорогостоящего творческого хобби. В течение этого года были моменты, когда у нас вот вообще не было денег, но я думаю, что это проблемы переходного периода, и в дальнейшем так не будет. Он не исключает возможность образования для себя в будущем, но вряд ли языкового.

При этом есть нюансы:

    До этого в течение нескольких лет я зарабатывала больше, чем он, на не особо шикарных работах.

    Он учит язык с двенадцати лет и довольно серьёзно увлекается психологией (что тоже немаловажно для преподавания) приблизительно с восемнадцати. И то, и другое он делает для удовольствия, и почти всё его свободное время состоит из занятий, так или иначе связанными с этими областями.

    Лично я считаю, что он очень талантлив и в языке, и в психологии, и в перформансе.

Вывод: без высшего образования можно жить, в том числе, можно жить вполне интеллектуально насыщенной жизнью; но любой навык, который будет востребованным и дорогостоящим, вырабатывается в течение времени, сопоставимого с тем, которое нужно потратить на высшее образование.

Ну есть у меня образование. И иногда при устройстве на работу очень хочется скрыть его наличие. Специальность по диплому мне не интересна, но у потенциального работодателя возникают вопросы, что не так, почему не в своей области, какие-то проблемы? Нет проблем. Да и специальность вполне приличная - учитель экономики.

Тема, которую я стараюсь озвучить на любой молодежной площадке на которой доводится выступать!

Начну очень издалека, а нужно ли оно вообще в России?

Итак, давайте разберемся с фактами!

1) Мы живем в России

2) Высшее образование у нас получить сравнительно легко.

Это далеко не все, но я буду основываться на них!

Начнем с того, что не так с Россией (в плане HR конечно) , так вот...

Большинство крупных компаний основываются на опыте ещё советских времен и высшее образование в них не нужно разве, что уборщице и то не факт. Далее отрицается любой факт самообразования и не поддерживаются способы оценки навыков и компетенций. Современные же компании чаще всего требуют уже достаточный опыт в работе и желательно наглядный результат - отзывы, работы, публикации и т.д.

Система оценки кадров хоть и пытается измениться к лучшему, по факту никому не нужна (лучшей) , так как по ней большинство современных "успешных" управленцев, будут забракованы - это же Россия, места здесь чаще получают не по заслугам, а по "заслугам". Я на это насмотрелся поэтому знаю, что говорю...

Доступность Высшего образования - ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ факт, так как в ближайшие 5 лет доступность высшего образование в России изменится в худшую сторону и я Вас уверяю, это очередной этап по оболваниванию Россиян к сожалению. И если можете, то учитесь сейчас.

После всего того, что я написал возвращаемся к вопросу автора!

Есть ли жизнь без ВО?

Ну конечно есть!

Все вы конечно слышали об успешных ребятах открывших свое дело, без "вышки" и прочее =) Я очень рад за них, но посмотрите кто эти люди, что у них был за стартовый капитал, какая начальная (до ВУЗовская подготовка) и где они сейчас! =)

Мы будем рассматривать обычного человека из обычной семьи у которого из стартового капитала, только одежда что на нем надета и за душой максимум есть Папа с мамой, которые могут покормить и приютить (это не самый плохой вариант)

Первый вариант: Интернет и Медиа! Это огромное не очень паханое поле обратите внимание туда! Способов заработка уйма! Спешите каждый день в России появляется сотни DJ, ведущих, блогеров, стримеров и т.д.

Крупные компании в которых есть реальный карьерный рост с приобретением опыта и отсутствием серьезных требований на ранних этапах. Например придти слесарем, набраться опыта зарекомендовать себя и стать мастером, а там уже и деньги и образование и дальнейший рост...

Ну и конечно ИП, различного спектра, от клининговых компаний, до сборок мебели и ремонтных услуг. Туда же и торговля.

Есть ещё несколько направлений, но основное выглядит примерно так..

Общая мысль такова: если Вы не видите в себе способностей, которые выделяют Вас на каком либо поприще, будь то торговля, медийность и даже может изобретательство (и прочие таланты конечно, которые можно применить или продать) . То незамедлительно идите УЧИТЬСЯ!!!

Наличие образования в наше время хоть и является важным фактором, но не всегда помогает при устройстве на работу. Хотя работодатели требуют дипломы, вы можете добиться успеха и без этого. О том, что делать без образования и как устроиться в этой жизни, мы и расскажем в данной статье.

Для начала же отметим, что в любой момент вы можете продолжить учебу по той специальности, в которую вовлечены. Удаленное и заочное обучение позволит развить ваши знания и подняться по карьерной лестнице там, где вы уже получили стабильное рабочее место. Тем более что вопрос трудоустройства в этом случае будет для вас снят.

Главное для вас – найти работу по душе, которая будет вам нравиться. А далее уже вы можете поступить на заочное отделение или же пройти серию подготовительных курсов. Это поможет повысить ваше мастерство и получить тот заветный диплом, который так нужен вашему начальнику. Но в первую очередь вами придется выбрать путь карьерного роста.

Что делать без образования

Определиться со сферой деятельности. Для этого продумайте те варианты, которые бы вам понравились и ответьте на вопросы:

  • чем вы хотели бы заниматься в жизни;
  • есть ли у вас таланты, навыки и способности, которые помогут найти работу;
  • что реально сейчас вы умеете делать (по факту, а не в мечтах);
  • что у вас получается лучше всего (по мнению других людей);
  • в каком направлении вы хотели бы развиваться и совершенствоваться;
  • какие сферы деятельности вызывают у вас интерес (ручной или умственный труд, область производства или продаж, сфера товаров или услуг);
  • кем реально можно работать в вашем регионе;
  • какая работа наиболее престижная и оплачиваемая в вашем городе;
  • определите и запишите основные приемлемые области карьерного роста.

Поскольку вы решаете, что делать без образования, то вам неизбежно придется работать. Официальная учеба – это всегда деньги, которые придется где-то брать. И если за учебу не готовы платить ваши родственники, покрывать растраты придется самостоятельно.

2. Определиться со способом обучения. Оптимальный вариант здесь – работать и попутно учиться на заочном отделении, где вы сможете получить диплом.

Если же диплом вам не нужен – выбирайте самостоятельное домашнее обучение, но для этого потребуется еще больше сил, желания, усидчивости, самоконтроля и терпения. Оцените честно свои силы и выбирайте путь карьерного развития не по мечтам, а по реалиям окружающего мира.

Учиться сегодня можно, не выходя из квартиры, – по Интернету. И работать, кстати, можно в этом же режиме. Но вариант с удаленным обучением лучше сразу отбросить там, где требуется реальная практика в рабочих условиях.

Например, по Интернету вы никогда не научитесь тонкостям ремонта квартир, ремонта автомобилей и мотоциклов, не освоите езду на тракторе, не сможете прочувствовать профессию продавца и т.д.

Там, где нужна практика, придется заняться практикой. И проще всего в этих условиях набиться в помощники к людям, занятым вашей желанной работой. Возможно, вы не будете получать от этого хороших денег, но заработаете навыки и опыт, который сможете применить уже самостоятельно.

Проанализируйте, что вы хотите получить: работу по диплому, работу по способностям, работу по желанию, какую-нибудь работу вообще. Если нужен диплом – вам понадобится заочное обучение, если навыки – практика, если знания – умный наставник, если требуется просто работа – газета с объявлениями, доска с объявлениями и вакансиями.

3. Собрать информацию, накопить базис знаний и опыта. Какой бы путь вы не выбрали – вам понадобятся знания и информация. Для этого пользуйтесь возможностями Интернета – изучайте тематическую литературу, следите за новостями в вашей сфере деятельности, смотрите обучающие видеоролики, поддерживайте контакт с единомышленниками, общайтесь на тематических форумах и в специальных группах соцсетей.

Если вопрос, что делать без образования, подталкивает вас к обучению, вам придется учиться. Чем глубже вы проникнитесь темой, чем больше накопите опыта и знаний, тем выше вероятность, что получите хорошую зарплату. Многое здесь зависит от необходимости или ненужности диплома.

Например, чтобы завести собственное дело, открыть свой бизнес, диплом вам не понадобится (скорее всего), понадобятся знания и опыт в выбранной сфере. С другой стороны, официальное трудоустройство без диплома сильно затрудняется. По крайней мере, наличие документа об образовании расширит ваши перспективы.

4. Повысить мотивацию. Кем бы вы ни работали, к чему бы ни стремились, без мотивации вам не обойтись. Если вы пока не решили, что делать без образования, займитесь уровнем собственной мотивации. Когда ваши желания превзойдут лень и апатию, вы сами найдете правильные пути.

Можно, общаясь с увлеченными и мотивированными людьми, наблюдая за деятельностью окружающих вас людей, беря пример с близких и друзей. Постарайтесь представить, на кого из вашего окружения вы хотели бы походить, и начинайте движение в аналогичном направлении.

Пускай вас не пугает длина вашего будущего пути. Вопрос, что делать без высшего образования, не решается в один миг.

Аналогично не стоит надеяться «на удачу» или ждать удобного случая. В любую минуту вы можете переменить жизнь, сменить работу и область деятельности. Продумайте дальнейший путь с перспективой на пять лет вперед. Запишите ваши мысли и планы, повысьте мотивацию и начинайте действовать!

За последние годы получение высшего образования скатилось до потребностей нижней ступени пирамиды Маслоу. Доходит до абсурда. Заядлые троечники, которые на уроках математики не могли правильно решить простейшие уравнения и задачки, становятся экономистами, инженерами или юристами.

Диплом стал обязательным атрибутом современного человека. Какой - без разницы. Ни университет, ни специальность, ни тем более оценки во вкладыше не имеют значения. Важен сам факт. У меня есть диплом!

Под конвейер высшего образования попадает все большее количество людей. Что поделать? Рынок, мода, мнение старшего поколения диктуют свои условия. Быть успешным и образованным - значит быть специалистом с дипломом. Одна это не более чем стереотип. В реальной жизни между образованным человеком и человеком с "корочкой" существует большая разница.

Почему все больше людей разочаровывается в высшем образовании и можно ли стать успешным, отказавшись от диплома, − в историях наших героев.

Андрей, 21 год

Сфера деятельности: счастливый человек

Место проживания: человек всего мира. Родом из Бобруйска.

После школы я поступил на факультет журналистики БГУ. История вышла забавная: подавал документы, потому что проспорил, причем самому себе. Через 30 секунд после мысленной установки событие сбылось, и так я оказался среди будущих журналистов в самом престижном вузе страны. Спустя семестр я понял, что учиться, во-первых, не особо интересно, во-вторых, слишком дорого. Я не мог позволить себе тратить около $1500 в год за абсолютно бесполезное для меня протирание штанов на лекциях и семинарах.

Ко всему прочему появилось осознание того, что можно быть профессионалом и без высшего образования. Но когда тебе 18 лет, достаточно непросто противостоять давлению со стороны окружающих.

Летом я вновь решил поступать, только на этот раз, из-за непростой материальной ситуации, непременно на бюджет. Платное бы просто не потянул. Рванул на физический факультет БГУ, где из года в год недобор на бесплатное отделение. Почему? Не знаю. Все произошло совершенно спонтанно. Проучился год и понял, что лучше совсем не учиться, чем учиться на специальности, которая не приносит и грамма удовольствия. На этом моя тяга к "корочке" закончилась.

После многочисленных попыток я понял, что получение высшего образования - это бессмысленное занятие. Если человек дурак по жизни, то это ничего не даст. Если человек и без "бумажки" имеет представление о мире, если он не оторван от реальности, то и без высшего образования сообразит что к чему. Я сумел вовремя сказать себе "нет", осознав, сколько времени трачу на бесполезные для себя вещи. Просто в системе так заведено: обязательно нужно высшее образование, например, чтобы успокоить родителей.

Мои родные сперва меня также не поддерживали и говорили: "Продолжай учиться. Мало ли что в жизни может пригодиться". Кстати, эта фраза самая распространенная. Возможно, это хорошо, если есть образование. Но ведь можно пройти свой путь по-другому, не потратив времени на "потенциально" полезные для тебя вещи.

С мамой только недавно возникло понимание по этому вопросу. Она приняла меня с моей жизненной позицией, а вот друзья поддерживали всегда.

Бессмысленность нашего высшего образования ведь понимают абсолютно все, только не у каждого хватает духу пойти против системы. Среди моих знакомых достаточно много тех, кто не доучился, бросил. Кто-то нашел себя, кто-то нет. Но если они не начали вновь учиться, то свой выбор они сделали в пользу свободного плавания.

Кстати, я заметил интересную закономерность: уровень профессионализма никак не зависит от наличия "корочки", даже наоборот. Нередко люди, которые любят учиться, абсолютно не приспособлены к работе, более того, они вообще не любят работать! А вот те, кто, наоборот, тягой к университетским познаниям не отличается, в работу погружается на все сто процентов.

Вот есть такая фраза замечательная: "Что такое высшее образование? Это справка о том, что ты не дурак". Но ведь не дураком можно быть и без высшего образования.

Недавно я вернулся из путешествия по Юго-Восточной Азии, которое длилось пять месяцев и которое сумело изменить меня и мой образ жизни. Я приобрел уверенность в себе и сейчас нахожусь в полной гармонии со своим внутренним миром. После ситуаций, в которых мне довелось побывать (автостоп ночью в Сибири или, наоборот, при жаре в 40 градусов), понимаешь, насколько в жизни все просто. Если хочешь, то делай, и ты увидишь, что будет. Когда это не твой личный опыт, то это сложно осознать. Но когда ты берешь с собой $200 и отправляешься в бесконечное путешествие, это, поверьте, меняет тебя. Я мог продолжить свое путешествие, мог зарабатывать по $1500 в месяц, было очень много вариантов, как и где остаться, но все-таки решил вернуться. Просто потому, что действительно хотел этого. Я делаю и буду делать то, к чему лежит душа.

В путешествии я понял, что самые интересные люди и в 40 лет не знают, чем они хотят заниматься по жизни. Есть желание написать песню - напиши, если желание заниматься бизнесом - то иди и создай его. Забора из препятствий не существует. Это все идет из нашей головы, но этот мусор лучше выбросить, он мешает жить.

Сейчас я не думаю о том, что конкретно буду делать в будущем. В самых ближайших планах - свой небольшой бизнес и творческая самореализация. Наш проект стартует весной, и пока у меня есть 2-3 месяца, чтобы привести мысли в порядок. Кем я буду через 5 лет? Мне сложно сказать. Но главное, что я буду жить так, как действительного того хочу.

Владимир, 25 лет

Сфера деятельности: предприниматель

Место проживания: Минск

Мое университетское образование - это 4 дня установочной сессии в Белорусском институте правоведения на специальности "юрист-правовед". Больше в стенах института я не появлялся, пожалуй, до того момента, когда забрал документы. Был очень молод, не хотел учиться. Изначально я планировал связать свою жизнь с программированием, однако баллов не хватило. Чтобы стать студентом юридического, мне достаточно было подать два сертификата из трех, которые у меня были на руках, и сдать внутренний экзамен по обществоведению.


Но на установочной сессии я понял, что это не мое. Поступать в другой вуз я не собирался, работать сразу тоже не спешил. Просто на тот момент я точно определился, что университетское образование мне не нужно. Моя мама, конечно, была против того, чтобы сын остался неучем. Однако здесь не ее вина. Стереотипы, что уж тут поделаешь. Мама немного поворчала, но в конце концов приняла мой выбор.

Сам я из Гродно, поэтому после совсем недолгого "студенчества" вернулся в родной город, пока не попал менеджером проектов в бизнес-инкубатор БГУИР. После этого окончательно обжился в Минске и стал заниматься тем, что мне действительно нравится. Сейчас я - предприниматель в сфере IT. Поработав в крупных и довольно известных компаниях, я приобрел немало опыта и решил, что все. Хватит. Пора реализовать свой собственный проект. Над ним я активно работаю. Вообще, судя по собственному опыту, скажу, что без диплома легко попасть в абсолютно любую сферу. Главное, чтоб была голова на плечах, умение говорить и грамотно писать.

Обучение в вузе - это круто. Но если у вас не сложилось, не значит, что вы будете всю жизнь неучем. Образование ведь - каждодневный процесс, процесс развития себя как личности. Я читаю минимум 25 книг в год. Это как художественная литература, например, Булгаков, Пелевин, братья Стругацкие, Гёте, так и профессиональная. Сейчас к тому же прохожу два курса проекта Coursera - "Институционная экономика" и "Философия культуры". (Прим. автора: Coursera - проект в сфере массового онлайн-образования, который позволяет бесплатно проходить курсы в ведущих университетах мира).

Яўген, 22 гады

Сфера дзейнасці: кіраўнік і заснавальнік Talaka.by, сацыяльны прадпрымальнік

Месца жыхарства: Мінск

Пасля сканчэння Салігорскай гімназіі, я паступіў у Ліцэй БДУ, а затым - у БДУ на механіка-матэматычны факультэт (спецыяльнасць - "матэматык"). Як я прыйшоў да гэтага?

Бабуля мая была выкладчыцай фізікі, бацька скончыў у свой час сучасны БДУІР, дзядзька ў мяне - архітэктар. Гэтыя абставіны складалі ў сям"і атмасферу пэўнай павагі да тэхнічнай адукацыі. Ды я і сам яшчэ ў школе цікавіўся матэматыкай, удзельнічаў у абласных алімпіядах. А навучанне ў Ліцэі яшчэ болей ўзмацніла маю любоў да матэматыкі. Таму рашэнне паступаць на мехмат далося мне даволі проста і было свядомым. Хаця балы, атрыманыя на ЦТ, дазвалялі мне баз праблем паступіць на бясплатнае аддзяленне ў любы ўніверсітэт краіны.

Я выбраў мехмат, а не пайшоў, напрыклад, вучыцца на праграміста, бо разумеў, што матэматыка - гэта аснова ўсяго. І ўжо толькі потым я зразумеў, што праз вывучэнне матэматыкі ты можаш ўявіць, як працуе свет. Калі ты гэта разумееш, то, дарэчы, можаш нешта змяняць і паляпшаць. Гэтая здольнасць мне вельмі спатрэбілася ў маёй дзейнасці.

У нейкі час я настолькі захапіўся матэматыкай, што думаў нават прысвяціць пэўны частку свайго жыцця навуковай дзейнасці. Але, ведаеце, каб гэтым займацца, трэба быць чалавекам пэўнага складу. Я апынуўся недастаткова ўседлівы для гэтага, для мяне ў пэўны момант стала даволі няпроста ўвесь час займацца толькі матэматыкай, а па-іншаму з ёй проста нельга.

У гэты ж час я пачынаў актыўна развіваць платформу Talaka.by , якая магла б палепшыць нашую краіну. Усё болей і болей месца ў маім сэрцы і галаве, замест матэматыкі, займала "Талака". Яшчэ болей востра стаў канфілікт з часам: матэматыка заўсёды патрабавала шмат часу, а свой праект таксама пачынаў патрабаваць ўсё болей і болей. Я ўсё радзей, асабліва на апошніх курсах, наведваў заняткі, але ж знаходзіў час, каб паспяхова здаваць сесіі.

Уся гэтая "ідылія" скончылася, калі універсітэт пачаў патрабаваць яшчэ больш часу. Курсавыя, падрыхтоўка да напісання дыплома… Тады я зразумеў, што далей не пайду. На той момант я ўжо дастаткова павучыўся, каб добра развіць абстрактнае мысленьне і ўзяць ад унівесітэта ўсё, што магчыма.

Аб"ектаўна, каб атрымаць дыплом, мне неабходна было б актыўна папрацаваць яшчэ адзін-два месяцы. Здаецца мала, чаму б не скончыць? Але вось сэнсу ў гэтым я не бачыў. На пытанне “Навошта?” ніхто не мог адказаць. Выбар быў зроблены.

Цяпер я актыўна займаюся развіццём створанай мной некамерцыйнай грамадскай платформы Talaka.by. Таксама пэўны час я працую над у праектамі ў сферы будаўніцтва і альтэрнатыўнай энэргетыкі. То бок я прадпрымальнік, ці болей слушна будзе сказаць сацыяльны прадпрымальнік. Дыплом мне ў гэтых справах не памочнік, а галава, якую я дзякуючы мехмату "пракачаў", абстрактнае мысленне і сістэмны погляд на рэчы, атрыманы на мехмаце, мне вельмі спрыяюць.


Давайце раздзяляць "без адукацыі" і "без дыплома". Пасля заканчэння навучання я ні разу не трапляў у сітуацыі, дзе б пыталі пра наяўнасць дыплома. Ну можа толькі адзін раз, калі я запаўняў квітанцыю аб штрафе ў ДАІ.

Вельмі важна адрозніваць адукацыю і навучанне. А вось з адукацыяй усё складаней. Быць адукаваным чалавекам - гэта не значыць мець "корачку" ці умець выконваць пэўную працу. Адукаваны - гэта значыць той, хто мае шырокі погляд, той, хто добра арыентуецца ў сучаснасці, у навуках, падыходах. У гэтым плане мне даспадобы Лятучы ўніверсітэт. Гэта спроба стварыць сапраўдны ўніверсітэт, які не вучыць прафесіі, а, як і павінен, дае ўніверсум ведаў. Лятучы сабраў у адным месцы найбольш выбітных інтэлектуалаў, філосафаў і даследчыкаў з усёй Беларусі. Пэўны час я даволі актыўна ўдзельнічаў у жыцьці Лятучага, дзе і папаўняў недахопы сваёй адукаванасці.

У бліжэйшы час вяртацца ва ўніверсітэт я не збіраюся. А які сэнс? Я не выключаю такую магчымасьць. Калі мне сапраўды спатрэбяцца пэўныя веды, то я пайду навучацца ў ВНУ. Але рабіць гэта буду яўна не для "корачкі". Адукацыя для мяне - гэта тое, што мусіць быць, тое, чым трэба займацца. Гэта складаная гарманічна развітай асобы. Ну і годзе ўжо прыраўніваць і блытаць яе з "корачкай".

А помог ли вам диплом о высшем образовании стать успешным?