Flowschool - Образовательный портал

Теория инстинктов. Теория инстинктов социального поведения Концепция инстинктов социального поведения в повседневной жизни

Развитие теории инстинктов

Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес характеристики инстинкта к «принудительным повторениям» и в первый раз сформулировал новую дихотомию «Эрос – инстинкт смерти», природу которой подробно обсудил в работе «Я и Оно» (1923) и в последующих сочинениях. Эта новая дихотомия «инстинкт жизни (Эрос) – инстинкт смерти» заняла место исходной дихотомии «Эго – сексуальные инстинкты». Хотя теперь Фрейд попытался отождествить Эрос с либидо, новая полярность представляла собой совершенно иную концепцию побуждений.

Работая над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд еще совершенно не был убежден в том, что его новая гипотеза валидна. «Можно спросить, – писал он, – насколько уверен я сам в справедливости изложенных на этих страницах гипотез. Мой ответ мог бы быть следующим: сам я не уверен и не стремлюсь принудить других в них верить. Точнее, я не знаю, насколько я убежден в них» . Учитывая, что Фрейд пытался разработать новую теоретическую доктрину, угрожающую валидности многих более ранних концепций и потребовавшую огромных интеллектуальных усилий, его искренность, столь блестяще проявляющаяся во всех его работах, особенно впечатляет. Последующие восемнадцать лет он посвятил разработке новой теории и все больше испытывал убежденность в ее верности, которой ему сначала не хватало. К такому результату привело не добавление совершенно новых элементов, а скорее интеллектуальная «проработка»; это, должно быть, еще более усилило его разочарование тем, что лишь немногие его последователи поняли и разделили его взгляды. Новая теория нашла полное изложение в работе «Эго и Ид».

Чрезвычайной важностью обладает следующее предположение: «С каждым из двух классов инстинктов следовало бы связать особый физиологический процесс (анаболизма или катаболизма): обе разновидности инстинктов должны были бы быть активны в каждой частице живой материи, хотя не в равных пропорциях, так что какая-то одна субстанция была бы главной представительницей Эроса. Эта гипотеза совершенно не проливает свет на то, каким образом два класса инстинктов соединяются, смешиваются, сплавляются друг с другом, однако то, что это происходит регулярно и весьма широко, – допущение, необходимое для нашей концепции. Как результат объединения одноклеточных форм жизни в многоклеточные, инстинкт смерти у единственной клетки может успешно нейтрализоваться и деструктивные импульсы могут быть направлены во внешний мир при помощи особого органа. Этот особый орган представлялся бы мускульным аппаратом, и таким образом инстинкт смерти выразился бы – хотя, возможно, лишь частично – в инстинкте разрушения, обращенного на внешний мир и другие организмы» .

Этими формулировками Фрейд более эксплицитно выразил новое направление своей мысли, чем в книге «По ту сторону принципа удовольствия». Вместо механистического физиологического подхода, содержащегося в прежней теории, которая строилась на модели химически вызываемого напряжения и необходимости ослабить это напряжение до нормального уровня (принцип удовольствия), новая теория имеет биологический характер; предполагается, что каждая клетка организма наделена двумя базовыми свойствами живой материи: Эросом и стремлением к смерти. Впрочем, принцип ослабления напряжения сохранен в более радикальной форме: редукции возбуждения до нуля (принцип нирваны).

Годом позже, в «Экономической проблеме мазохизма» (1924) Фрейд сделал еще один шаг: проясняя отношения между двумя инстинктами, он писал: «Задача либидо – сделать инстинкт разрушения безвредным, и эту задачу оно выполняет, в значительной мере обращая его – при помощи особой органической системы, мускульного аппарата – наружу, на объекты внешнего мира. Тогда этот инстинкт получает название инстинкта владычества или жажды власти. Часть инстинкта напрямую служит сексуальной функции, где играет важную роль: это и есть садизм. Другая часть не участвует в этой обращенности наружу: она остается внутри организма и, при помощи сопутствующего сексуального возбуждения, описанного выше, делается либидозно связанной. Именно в этой части мы узнаем исходный, эротогенный мазохизм» .

В «Новых вводных лекциях» (1933) Фрейд придерживался той же позиции. Он говорил об «эротических влечениях, которые стремятся объединить все больше живой материи во все бо?льшие Единства, и об инстинкте смерти, который противится такой попытке и переводит живое обратно в неорганическое состояние» .

В тех же лекциях Фрейд писал об исходном инстинкте разрушения: «Мы может воспринять его лишь при двух условиях: если он объединяется с эротическими влечениями в мазохизм или если – с гораздо меньшим эротическим добавлением – он направлен против внешнего мира как агрессивность. Следует отметить важность возможности того, что агрессивность может оказаться не в силах найти удовлетворение во внешнем мире, столкнувшись с реальными препятствиями. Если так случится, она, возможно, отступит и увеличит само-деструктивность, господствующую внутри. Мы рассмотрим, как это на самом деле происходит и насколько важен этот процесс. Задержанная агрессивность наносит тяжелое увечье. Действительно, представляется, что нам необходимо уничтожить какой-то предмет или человека, чтобы не уничтожить себя, чтобы защититься от импульса самоуничтожения. Печальное открытие для моралиста! .

В двух своих последних статьях, написанных за год или два до смерти, Фрейд не внес существенных изменений в те концепции, которые развивал в предыдущие годы. В работе «Конечный и бесконечный анализ» он еще более подчеркивал силу инстинкта смерти. Как писал Джеймс Стрэчи в редакторских примечаниях, «самый мощный препятствующий фактор из всех, полностью находящийся вне нашего контроля, – это инстинкт смерти » . В «Очерке истории психоанализа», написанном в 1938, а опубликованном в 1940 году, Фрейд подтвердил систему прежних предположений без каких-либо важных изменений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Формирование и развитие технической теории Основные фазы формирования технической теории Первые технические теории формировались как приложение физических теорий к конкретным областям инженерной практики, как правило, в две фазы. На первой фазе образуется новое

Из книги Физика и философия автора Гейзенберг Вернер Карл

Эволюционное и революционное развитие технической теории Развитие технической теории проходит двумя основными способами – эволюционным и революционным. В первом случае происходит выделение новых исследовательских направлений и областей исследования в рамках одной

Из книги Том 26, ч.2 автора Энгельс Фридрих

V. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ПОСЛЕ ДЕКАРТА В СРАВНЕНИИ С СОВРЕМЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ В течение двух тысяч лет, последовавших за расцветом греческой науки и культуры V - VI веков до н. э., человеческая мысль была занята прежде всего проблемами, сильно

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Положением Андерсона (которое отчасти встречается также и у А. Смита) - о том, что «не рента, получаемая с земли. определяет цену ее продукта, а цена этого продукта определяет земельную

Из книги Философия в систематическом изложении (сборник) автора Коллектив авторов

Глава четвертая. Опыт революции и развитие теории (1848 –

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

II. Развитие теории познания В «Опыте о человеческом разуме» Локка теория познания начиналась психологическим рассуждением о происхождении понятий, но Локк не развил подробно своего представления об их происхождении из внешних и внутренних чувств. Большая часть второй

Из книги Теория Фрейда (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последним из великих открытий Фрейда является его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 году, при работе над книгой «По ту сторону принципа удовольствия», Фрейд приступил к фундаментальному пересмотру всей своей теории инстинктов. Он отнес

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Из книги Энгельс – теоретик автора Кедров Бонифатий Михайлович

Критика фрейдовской теории инстинктов Фрейд оставался пленником образа мыслей и чувств общества, в котором жил, и выйти за его пределы был неспособен. Когда ему открылось новое понимание, только часть его – как и его следствий – оказалась осознанной, в то время как

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

Глава десятая. Развитие материалистической диалектики как теории и метода

Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

Обобщение опыта революции и дальнейшее развитие теории Революция 1848 – 1849 гг. явилась первой исторической проверкой марксизма. Результат этой проверки был двоякий. Главное – она подтвердила правильность новой теории. Вместе с тем она показала ее недостаточность. Теория

Из книги Философия права [Курс лекций] автора Моисеев Сергей Вадимович

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЛОГИКИ, ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Одной из важнейших идей марксистской философии, выдвинутых и обоснованных Лениным, является идея о том, что материалистическая диалектика, понимаемая прежде всего как

Из книги автора

2. Дальнейшее развитие и реализация ленинских идей о диалектике как логике и теории познания Период развития советской философии, начинающийся примерно со второй половины 50-х годов и продолжающийся до настоящего времени, характеризуется прежде всего тем, что

Из книги автора

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭНГЕЛЬСОМ ТЕОРИИ МАРКСИЗМА В ПРЕДДВЕРИИ НОВОЙ ЭПОХИ (конец 80 – середина 90-х годов XIX

Из книги автора

Развитие теории революционного перехода к социализму В произведениях 90-х годов Энгельс уделял большое внимание теоретическим проблемам пролетарской революции, развитию ее предпосылок, формам революционной борьбы. В работах «К критике проекта социал-демократической

Из книги автора

Классические теории естественного права: их происхождение и развитие Идеи естественного права пришли к нам из глубины веков. Они коренятся в древних представлениях о единстве социального и природного (естественного) порядка.Мир, космос представлялся людям древности и

Третьей теоретической предпосылкой современной науки о человеческом общении можно считать теорию инстинктов социального поведения, которая возникла из идеи эволюционизма Ч. Дарвина (1809–1882) и
Г. Спенсера (1820–1903).

В центре этого направления теория У. Мак-Даугалла (1871–1938), английского психолога, с 1920 г. работавшего в США. Основные тезисы его теории таковы.

1. Психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

2. Главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Под инстинктами понимается врожденная психофизиологическая предрасположенность к восприятию внешних объектов определенного класса, вызывающая эмоции и готовность реагировать тем или иным образом. Другими словами, действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции, мотива либо поступка. При этом каждому инстинкту соответствует вполне конкретная эмоция. Особое внимание исследователь уделял стадному инстинкту, порождающему чувство принадлежности и тем самым лежащему в основе многих социальных инстинктов.

Эта концепция претерпела некоторую эволюцию: к 1932 г. Мак-Даугалл отказался от термина “инстинкт”, заменив его понятием “предрасположенность”. Было увеличено количество последних с 11 до 18, но суть доктрины не изменилась. Бессознательные потребности в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении, комфорте и т. д. по-прежнему считались основной движущей силой человеческого поведения, фундаментом общественной жизни. Однако постепенно американский интеллектуальный климат менялся: ученые разочаровывались в довольно примитивной идее неизменности человеческой природы, и чаша весов склонялась в пользу иной крайности – ведущей роли окружающей среды.

Бихевиоризм

Новое учение, получившее названиебихевиоризма, ведет начало с 1913 г. и имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Родоначальниками его считаются Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958), сильное влияние на которых оказали труды известного русского физиолога И.П. Павлова.

Бихевиоризм– наука о поведении – предлагает отказ от непосредственного изучения сознания, а вместо этого – исследование человеческого поведения по схеме “стимул – реакция”, т. е. на первый план выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, вступает в силу “закон эффекта”: данная поведенческая реакция закрепляется. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. При этом игнорируются не только врожденные задатки личности, но и неповторимый жизненный опыт, установки и убеждения. Иначе говоря, в центре внимания исследователей находится связь между стимулом и реакцией, но не их содержание. Однако бихевиоризм оказал существенное влияние на социологию, антропологию и, что особенно важно, на менеджмент .

В необихевиоризме (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Хоманс и др.) традиционная схема “стимул – реакция” усложняется введением промежуточных переменных. С точки зрения проблемы делового общения наибольший интерес представляет теория социального обмена Д. Хоманса, согласно которой частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула.

Фрейдизм

Особое место в истории социальной психологии занимает З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог. Фрейд прожил в Вене практически всю жизнь, совмещая преподавательскую работу с медицинской практикой. Существенное влияние на становление его учения оказала научная стажировка в Париже в 1885 г. у известного доктора-психиатра Ж. Шарко и поездка с целью чтения лекций в Америку в 1909 г.

Западная Европа на рубеже XIX–XX вв. характеризовалась социальной стабильностью, бесконфликтностью, избыточно-оптимистическим отношением к цивилизации, безграничной верой в человеческий разум и возможности науки, буржуазным ханжеством викторианской эпохи в сфере морали и нравственных отношений. В этих условиях молодой и честолюбивый Фрейд, воспитанный на идеях естествознания и враждебно настроенный к “метафизике”, приступил к исследованию психических заболеваний. В то время причиной психических отклонений считались отклонения физиологические. У Шарко Фрейд познакомился с гипнотической практикой лечения истерии и начал изучать глубинные пласты человеческой психики.
Он сделал вывод, что нервные заболевания вызываются бессознательными психическими травмами, и связал эти травмы с половым инстинктом, сексуальными переживаниями. Научная Вена не приняла открытия Фрейда, но переворот в науке тем не менее совершился.

Рассмотрим те положения, которые имеют непосредственное отношение к закономерностям делового общения и в той или иной степени выдержали испытание временем .

модель психической структуры личности , по Фрейду, состоит из трех уровней: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” (по-латински “Ид”, “Эго”, “Супер-Эго”).

Под “Оно ” понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый либидо . “Оно” подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя и иногда прорывается в сознание в образной форме сновидений, в виде описок и оговорок. Являясь источником постоянного психического напряжения, “Оно” социально опасно, так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели человеческого общения. На практике этого не происходит, поскольку на пути запретной сексуальной энергии встает “плотина” в виде нашего “Я”.

Я ”подчиняется принципу реальности, формируется на основе индивидуального опыта и призвано способствовать самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде на основе сдерживания и подавления инстинктов.

“Я”, в свою очередь, подконтрольно “Сверх-Я ”, под которым понимаются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности, моральные и религиозные нормы. “Сверх-Я” формируется в результате идентификации ребенка с отцом, выступает источником чувства вины, укоров совести, недовольства собой. Отсюда следует парадоксальный вывод, что психически нормальных людей нет, все – невротики, поскольку у каждого присутствует внутренний конфликт, стрессовая ситуация.

В этой связи практический интерес представляют предложенные Фрейдом механизмыснятия стрессового напряжения, в частности вытеснение и сублимация. Суть их можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе герметически закрытый паровой котел, в котором неуклонно возрастает давление. Взрыв неизбежен. Как его предотвратить? Либо максимально укрепить стенки котла, либо открыть предохранительный клапан и выпустить пар. Первое – это вытеснение, когда нежелательные чувства и желания вытесняются в область бессознательного, но даже после перемещения продолжают мотивировать эмоциональное состояние и поведение, остаются источником переживаний. Второе – сублимация: сексуальная энергия катализируется, т. е. трансформируется во внешнюю деятельность, не противоречащую общественно значимым ценностям, например, художественное творчество.


Похожая информация.


Последнее обновление: 14/02/2016

Согласно теории инстинктов, все организмы рождаются с врожденными биологическими склонностями, которые помогают им выжить. Эта теория предполагает, что именно инстинкты обусловливают наше поведение.

Что такое инстинкт?

Инстинкты - это врожденные модели поведения, которые не являются результатом обучения или опыта. Например, у новорожденных имеется корневой рефлекс, который помогает им искать сосок и получать пищу. У людей вообще многие рефлексы (рефлекс Моро и рефлекс Бабкина, например) представляют собой инстинктивные формы поведения.

Психолог Уильям МакДугалл был одним из тех, кто впервые написал о теории инстинктов. Он предположил, что инстинктивное поведение состоит из трёх основных элементов: восприятия, поведения и эмоции. 18 различных инстинктов, которые он описал, включали в себя любопытство, материнский инстинкт, смех, сексуальный инстинкт и голод.

Зигмунд Фрейд вообще сузил круг инстинктов, определяющих наше поведение до двух: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Психолог Уильям Джеймс, напротив, к инстинктам, которые, по его мнению, были необходимы для выживания, отнес ещё и страх, гнев, любовь и стыд.

Наблюдения специалистов

Теория инстинктов предполагает, что мотивация носит, в первую очередь, биологический характер. Мы демонстрируем определенное поведение, потому что оно помогает нам в выживании.

Так что же отличает инстинкт от других мотивов? В своей книге «Исследуя психологию» (Exploring Psychology) Дэвид Г. Майерс предполагает, что для того, чтобы поведение можно было идентифицировать как инстинкт, оно «должно происходить по фиксированной для всего вида модели и ему должно быть нельзя научить». Другими словами, поведение должно происходить естественным путем и автоматически у всех организмов данного вида.

Критика теории инстинктов

В то время как теорией инстинктов можно объяснить некоторые модели поведения, критики считают, что у нее есть существенные ограничения. Среди них наиболее критическим может считаться факт того, что инстинктами невозможно объяснить всё поведение. Кроме того, инстинкты не так уж легко обнаружить и научно проверить.

Да и просто маркировка модели поведения как инстинкта абсолютно никак не объясняет того, почему в некоторых случаях определённые формы поведения проявляются, а в других нет.

Несмотря на критику теории инстинктов, психологи не отказались от идеи о том, что инстинкты действительно могут оказывать влияние на поведение. Современные психологи считают, что в то время как некоторые тенденции могут быть заложены в нас биологически, определенную роль в том, как они проявляются, может играть индивидуальный опыт. Например, биологически в нас заложена боязнь опасных животных, однако мы вряд ли будем проявлять этот страх в повседневной жизни.

Представители психологии масс считали, что социальное поведение может быть объяснено через такие социально-психологические механизмы, как …

Решение:
Представители психологии масс считали, что социальное поведение может быть объяснено через такие социально-психологические механизмы, как например, подражание (Г. Тард) или психологическое заражение (Г. Лебон).

В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что …

Решение:
В концепции инстинктов социального поведения утверждается, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами; на действии инстинктов строятся все социальные учреждения. Автором теории инстинктов социального поведения является У. Мак-Дугалл. Основной тезис его теории заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого У. Мак-Дугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Также в концепции инстинктов социального поведения утверждается, что на действии инстинктов строятся социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война.

Методы соц.пс.

К методам активного социально-психологического обучения относится ___________ метод.

Высокий субъективизм при сборе данных, относительная ограниченность в обобщении результатов исследования являются недостатками метода …

Проблема лич. В СП

Объединение ситуативного и личностного аспектов социального поведения было предложено в рамках __________ подхода к проблематике личности.

Решение:
Объединение ситуативного и личностного аспектов социального поведения было предложено в рамках интеракционистского подхода к проблематике личности. Выдвинув в качестве базовой категории «взаимодействие», интеракционисты наиболее полно определяют само содержание понятия «социальная сущность личности». Дж. Г. Мид обосновывает тезис, что человек становится существом социальным лишь тогда, когда включает в свой внутренний мир других людей, когда соотносит свои собственные действия с возможными реакциями или оценками их.

Подход к проблеме социализации, в основе которого лежит позиция о решающем значении раннего детства для будущего личности, называется …

Пр.общенияч в СП

Механизм взаимопонимания в процессе общения, в основе которого лежит осмысление человеком того, как он воспринимается партнером, называется …

Решение:
Механизм взаимопонимания в процессе общения, в основе которого лежит осмысление человеком того, как он воспринимается партнером, называется рефлексией. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Теория инстинктов социального поведения.

Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла ʼʼВведение в социальную психологиюʼʼ (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, ᴛ.ᴇ. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определœенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к какой-либо группе.

Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни всœе равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта͵ предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, ᴛ.ᴇ. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всœего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого. 8)Сублимация - ϶ᴛᴏ перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс - ϶ᴛᴏ возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободыʼʼ).

Теория инстинктов социального поведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория инстинктов социального поведения." 2017, 2018.